Республиканский общественно-
политический еженедельник
Газета издается с 10 декабря 2002 года
 для рекламодателей  подписка на газету  ссылки
№ 34 (35)
22-28.08.2003
поиск по сайту:
 
 на главную страницу
 акцент номера
 первая страница
 подробности
 экономика
 регионы
 земля и люди
 социум
 глобус
 здоровье
 бизнес-клуб
 TV-программа
 агроказбиржа
 час досуга
 фотоконкурс
 архив
 спросите у юриста
СМИ новости
ВАЛЮТА, ПОГОДА
 
Kazakhstan Financial Market
 
КАТАЛОГИ И РЕЙТИНГИ
 
Rambler's Top100 TopCTO СМИ Газеты Журналы
 
СЧЕТЧИКИ
 
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ
Бахыт ОСПАНОВ:
Частная собственность –
общемировая практика,
а не лоббирование интересов олигархов

   Продолжая публикацию материалов, рассказывающих о ключевых направлениях развития агропромышленного комплекса страны, мы, как и обещали, начинаем очередной цикл выступлений специалистов заинтересованных министерств и ведомств по разъяснению основных положений нового Земельного кодекса. Сегодня предоставляем слово председателю Агентства РК по управлению земельными ресурсами Бахыту ОСПАНОВУ.

   Есть смысл отдельно сказать об основной концепции Земельного кодекса. Нормы Конституции Республики Казахстан позволяют передачу земель в частную собственность на основаниях, пределах и условиях, установленных законом. В предыдущем же Законе «О земле» пределы института частной собственности распространялись только на отдельные категории земель, в первую очередь, на участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного, дачного строительства, садоводства, а также под производственные и непроизводственные здания и сооружения. Учитывая традиционную ориентированность только на исключительную собственность государства на землю, это был большой шаг вперед. Кстати, и тогда не обошлось без пессимистических прогнозов и лозунгов о недопустимости передачи земель в частную собственность. Сегодня это воспринимается, как естественное право каждого человека иметь в своей собственности надел. Тогда казахстанцы, а это более 2,3 миллиона семей, получили возможность иметь условную земельную долю. Теперь они должны превращаться либо в конкретные земельные участки их обладателей, либо стать составной частью земельной площади юридического лица, куда войдут их владельцы. И здесь некую «опасность», по мнению наших оппонентов, представляют зерновые компании. Видят они в них «латифундистов», скупающих у всех земельные доли. Хочу сказать на это: прежде всего, каждый владелец условных земельных долей абсолютно свободен в вопросах распоряжения ими. Замечу, что выше 30 процентов обладателей условных земельных долей уже распорядились своими правами, продав или подарив их. Другие владельцы паев создали крестьянские (фермерские) хозяйства или стали членами производственных кооперативов и товариществ. Что касается зерновых компаний, то они являются холдинговыми структурами, куда на определенных условиях вошли и землепользователи со своими угодьями. По части же объемов скупки ими прав землепользования у других физических и юридических лиц, законом предусмотрены конкретные ограничения. Так, согласно его положениям, определение порядка пользования земельными участками, переданными в общее пользование, является прерогативой самих участников общего землепользования и, как правило, оно может быть определено путем составления землеустроительных проектов по заявке участников общего землепользования или соглашением их всех.

   Сегодняшнее состояние дел в сельском хозяйстве едва ли подтверждает мнение наших оппонентов, заявляющих о беспределе, происходящем в земельной реформе и умалчивающих факт того, что абсолютное большинство казахстанцев смогло реализовать свое право на землю. Сегодня мы убеждаемся: полумеры в вопросах собственности на землю, отсутствие логической завершенности начатых преобразований не способствовали формированию истинных хозяев земли. А это привело к деградации отрасли. А между тем, именно институт частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения стал одним из главных факторов развития и интенсификации сельского хозяйства в передовых странах, имеющих развитую аграрную экономику. Это еще раз убеждает: институт частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения – общемировая практика, атрибут рыночных отношений, а не лоббирование интересов отдельных олигархов, как это пытаются доказать противники частной собственности на землю.

   Кстати, они же призывали повременить с введением частной собственности до тех пор, пока жители пустынных и полупустынных зон не переселятся на плодородные земли. Тогда, якобы, каждый казахстанец будет претендовать на одинаковую долю этих земель. Но задумайтесь: разве можно достичь этого даже внутри одного района? Да и согласятся ли люди по воле властей бросить обжитые места и пуститься в путь в поисках плодородных гектаров? А какими черноземами можно привлечь тех, кто занят в нефтегазовой промышленности, цветной металлургии и других отраслях, где доходы в несколько раз превышают доходы земледельцев, работающих на плодородных землях? Предлагалась, кроме того, частная собственность на землю только для физических лиц. Считаю, что это абсолютно неприемлемо в решении вопросов совершенствования земельных отношений. Во-первых, сфера оборота земли будет ограничена только сделками между гражданами. Отсутствие таких отношений среди юридических лиц «загубит» один из главных механизмов рыночной экономики – переход земли от менее способного к более способному земледельцу. Во-вторых, в качестве инвесторов во все времена выступали юридические лица. Ограниченные финансовые возможности физических лиц становятся тормозом в развитии сельскохозяйственного производства. Юридические же лица, поставленные в условия быть вечными арендаторами, не будут заинтересованы вкладывать средства во временное дело.

   Много сомнений и недопонимания также в вопросах земельного кадастра. Одни считают, что у нас, его нет. Замечу: имеющийся на сегодняшний день земельный кадастр отвечает требованиям земельного законодательства. Более того, этот документ содержит всю необходимую информацию на каждый земельный участок. Так, в соответствии с ним все земли сельскохозяйственного назначения страны состоят с учетом чересполосицы и видов угодий из более 300 тысяч земельных массивов. Кроме того, в кадастре указаны индивидуальный номер участка, размеры, местоположение, целевое назначение, виды угодий, балл бонитета, оценочная стоимость, Ф.И.О. или наименование землепользователя каждого из этих участков, имеющего экономическую оценку. Она выражена в виде стоимости, рассчитанной на базовой ставке, которая, как известно, является суммарным показателем экономической возможности данной категории земель. Базовые ставки обновляются через каждые 10 лет.

   Теперь о том, каким образом будет идти реализация введения института частной собственности на наделы сельскохозяйственного назначения. Земельным кодексом предусматривается добровольность выбора форм собственности на указанные земли. Это значит, что введение института частной собственности не исключает института права землепользования. Лица, заинтересованные в ведении сельскохозяйственного производства, смогут получить участки и работать, как и прежде, на праве временного долгосрочного землепользования сроком до 49 лет. Кроме того, Кодекс открывает путь для выкупа земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность для всех физических и юридических лиц. Но речь не идет об обязательности выкупа. Нормы закона запрещают изъятие земель у нынешних землепользователей под предлогом продажи их другим лицам. Поэтому утверждение некоторых «патриотов» о том, что введение частной собственности приведет к обезземеливанию нынешних землепользователей из-за отсутствия у них средств, является чистой воды демагогией, не имеющей под собой никаких оснований.

   Право частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения имеют только граждане и негосударственные юридические лица Республики Казахстан. Иностранцы и лица без гражданства смогут получить земли только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до 10 лет. При выходе же лица, являющегося собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, из гражданства РК земельный участок подлежит переоформлению на право временного землепользования сроком до 10 лет, либо возвращается в государственную собственность или отчуждается по разрешению исполнительного органа другому гражданину РК.

   Кодексом установлены возможные пределы частной собственности на землю. Хочу подчеркнуть: права частной собственности не распространяются на часть территории, которая является основным признаком суверенитета нашего государства. Когда же речь идет о земельных ресурсах, как территории страны, земля не может быть предметом купли, продажи и торга. Когда речь идет об участке, как объекте хозяйствования, его правовой режим подчиняется нормам гражданского законодательства, как недвижимое имущество и средство производства. Поэтому законопроектом предусмотрены ограничения пределов права на землю, которая не может быть продана в частную собственность.

   В отличие от действовавшего законодательства, отменяется право вторичного землепользования. Согласно Кодексу, таким правом может владеть только собственник земельного участка. Внесение этих изменений в институт аренды позволит устранить многие вопросы. Теперь арендатор сам будет работать на «занятой» у государства земле, а не передавать ее в субаренду другому. Эта мера, прежде всего, направлена на исключение присвоения частными лицами земельной ренты и возможности появления рантье. Закон, как предупреждающую меру, устанавливает предельные размеры земельных участков, которые могут находиться в частной собственности в одних руках. Эти размеры определяются Правительством на основании предложений областных, представительных и исполнительных органов в пределах одного административного района. Для инженерно подготовленных участков на орошаемых землях минимальные размеры устанавливаются совместным решением представительных и местных исполнительных органов.

   Следующим концептуальным вопросом реализации новых положений законопроекта является платность передачи права собственности на земли сельхозназначения. Этот момент принципиален, поскольку имеется немало предложений по безвозмездной передаче земель в частную собственность. Основной аргумент – отсутствие денег у сельского населения. Мы предлагаем осуществлять продажу земель как по полной оценочной стоимости, так и по льготной цене, установленной Правительством. Кодекс допускает продажу земли и в рассрочку сроком до 10 лет. В случае продажи земли по льготной цене, вводятся ограничения на право распоряжаться ею. Это мораторий на продажу земель сроком до 10 лет, а при продаже в рассрочку – на срок рассрочки.

   И, наконец, о том, как быстро будут распроданы земли сельхозназначения в частную собственность. Об этом сегодня сложно говорить. Стоимость земли немалая. Да и к тому же покупательские возможности сельчан невысокие. Поэтому массовая скупка, о которой говорят, вряд ли произойдет. Наиболее вероятным вариантом видится преобладание аренды земель. И это нормально. Во многих странах, где уже давно существует институт частной собственности на земли сельхозназначения, преобладает аренда земли. По прогнозным исследованиям, проведенным нашим Агентством, в течение предстоящих 10 лет в целом по стране перейдет в частную собственность не более 15% земель сельхозназначения.

   И еще. Ряд норм Земельного кодекса имеет прямое действие, а иные требуют принятия подзаконных нормативных актов. Так, для обеспечения его требований принято распоряжение Премьер-Министра от 10 июля 2003 года №143-р «О мерах по реализации Земельного кодекса Республики Казахстан». Согласно этому документу, Агентству РК по управлению земельными ресурсами предстоит до ноября текущего года внести в Правительство 13 подзаконных актов – постановлений по развитию отдельных положений Земельного кодекса и одного ведомственного нормативного акта Агентства – Паспорт земельного участка сельскохозяйственного назначения (ст.97 п.7 Земельного кодекса Республики Казахстан). Уже сейчас значительная часть, указанных подзаконных нормативных актов разработана и находится на визировании в заинтересованных министерствах и ведомствах в соответствии с регламентом Правительства.

   Что касается средств, поступающих от продажи земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность, они аккумулируются в Национальном фонде и направляются только для нужд сельскохозяйственного производства и повышения плодородия земель. Это позволит максимально обезопасить их сохранность и придать полную прозрачность процессу их исполнения.

Ведущая страницы Дина НУРСАПАРОВА
на главную страницу первая страница подробности экономика регионы земля и люди
социум глобус здоровье бизнес-клуб час досуга
Собственник: ТОО «Республиканская газета «Аграрный Казахстан»
Директор-Главный редактор: А.С. Гурский
Ответ. секретарь: Л.И. Леева
Журналист-менеджер: С.А. Абдрахманов
Адрес редакции: Казахстан, г. Астана,
пр. Победы, 119/1, 3-й этаж. Тел.
При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна
Письмо в редакцию
Написать вебмастеру
Ведущий сайта: В.В. Литвиненко
Copyright © 2003 «Аграрный Казахстан»